ElitePen.ru - все о ручках :: Просмотр темы - Чернила ализариновыя, антрасиновыя, Гумми-Арабика и прочiя
Список форумов ElitePen.ru - все о ручках
 
Элитные письменные инструменты - информационный проект
Главная страница Напишите нам Поиск по сайту
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Реклама : Montegrappa

Чернила ализариновыя, антрасиновыя, Гумми-Арабика и прочiя
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ElitePen.ru - все о ручках -> Аксессуары для письма
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
adipocerebrum
Завсегдатай


Зарегистрирован: 02.02.2019
Сообщения: 878
Откуда: Нурглов Г**нород

СообщениеДобавлено: Вс 03 Окт 2021 г. 12:13:16    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

softspring писал(а):
["представляют собой одну из главных потребностей нашей, так сказать умственной, жизни."

"В народном хозяйстве, так сказать, необходим. Это, так сказать, система… э-э-э… в составе ста двадцати единиц." (ц)

_________________
Чернил много не бывает. Особенно чёрно-синих. Или сине-чёрных. Или просто тёмно-синих. Можно и с прозеленью. И железо-галловых ведро. И таблеток от жадности побольше...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Вс 03 Окт 2021 г. 12:23:05    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Andrew_Lensky писал(а):
softspring писал(а):
"Чернила - одна из главных потребностей нашей умственной жизни"


Супер, как и иллюстрация!

Согласен, раньше как-то умели складывать слова в предложения Smile

readytotalk писал(а):
softspring писал(а):
"Чернила - одна из главных потребностей нашей умственной жизни"


Мда, ну и ну... такую иллюстрацию можно запросто клеить в историю болезни в раздел "Обоснование диагноза").

Это для "затравки" Smile
В следующем посте в качестве заглавной иллюстрации планируется целый триптих с пределлой в стиле "старых мастеров". Надо только перевод статьи из старого немецкого журнала довести до конца Smile

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.


Последний раз редактировалось: softspring (Пн 18 Окт 2021 г. 12:54:54), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Пн 04 Окт 2021 г. 16:20:10    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Во благо Германии"


Триптих "Война". Отто Дикс. 1929-32.
Вплоть до мазков кистью рассмотреть можно тут https://g.co/arts/5G6CM3JUVf56Wtn28


Статья "Немецкое производство чернил" из старого немецкого журнала Die Gartenlaube ("Беседка"), выпуск 44 за 1882 год, стр. 731-734.

Оригинальные сканы:




Полные версии сканов:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/16/Die_Gartenlaube_%281882%29_731.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/df/Die_Gartenlaube_%281882%29_732.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4e/Die_Gartenlaube_%281882%29_733.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/31/Die_Gartenlaube_%281882%29_734.jpg

Текстовая версия на немецком языке: https://de.wikisource.org/wiki/Deutsche_Tintenfabrikation

Мой вольный перевод статьи. Мои примечания даны в скобках. Также позволил себе добавить несколько иллюстраций, касательно самой фабрики, которых не было в статье.

Немецкое производство чернил.

Не так уж далеко то время, когда изготовление чернил в Германии осуществлялось кустарным способом. Да, даже сегодня кое-где встречаются выдумщики, которые по рецепту, унаследованному от дедушки, производят бледно-черную жидкость - это так называемые чернила - для своих собственных нужд, а также для нужд ближайшего окружения. Цена этого продукта соответствует оборудованию, использованному для его изготовления - более или менее рабочему сосуду, стоящему в каком-то углу, в котором были смешаны с водой чернильные орешки, купорос и тому подобное, и на содержимом которого образовался толстый слой плесени.
Жидкость, удовлетворяющая потребности в чернилах королевской прусской гимназии, которую я посещал двадцать лет назад, также происходила из такого сосуда; серая настойка, у которой было только одно преимущество: учитель мог сразу увидеть, сделали ли ученики свою работу хорошими чернилами дома или «школьными чернилами» в спешке во время перерыва в школьной парте. Всю оставшуюся жизнь я не забуду эти чернила, сделанные достопочтенной женой нашего, теперь уже, блаженно почившего Кастеляна; ибо она помогла мне с двояковогнутыми очками, которые теперь являются моими неразлучными спутниками в жизненных трудностях и радостях. Как и со мной, это, наверное, случалось и с сотнями и тысячами, и можно смело предположить, что пугающе большой процент близоруких людей немецкой нации был обусловлен не только перенапряжением школьными заданиями, но и чернилами «болеющие блеклостью мыслей», происходящие от отечественной промышленности.

Такому провалу мы обязаны недостаткам рецептов старых немецких чернил, так что всего несколько десятилетий назад английские и французские чернила доминировали на мировом рынке и широко продавались в самой Германии. Это было не самое лучшее состояние индустрии для страны поэтов и мыслителей, которая занимает первое место среди потребителей черной жидкости.
Однако вскоре все изменилось к лучшему. В этой области немецкая промышленность развивалась и стремилась вытеснить своих соперников; этому особенно способствовало высокое развитие химии в нашем Отечестве – сегодня мы уже можем писать о победах немецких чернил превосходными немецкими чернилами.

Во-первых, была наголову разбита Англия (прим. дословно «aufs Haupt geschlagen» - «получила по голове»), которая доминировала во всем мире посредством своей торговли. В настоящее время немецкие производители чернил намного превзошли английские чернила, и они почти полностью вытеснены с немецкой земли; так в 1880 году, например, в нашу страну было ввезено всего 45 доппель-центнеров (прим. это 1 метрич. центнер=1 доппель-центнеру) английских чернил на общую сумму 1260 марок. Потом нашим соотечественникам удалось загнать в угол и Францию, и когда два года назад наши соседи по другую сторону Вогезов (прим. горный массив на северо-востоке Франции) продали 1191 доппель-центнеров чернил на сумму 33,348 марки, то они не должны связывать этот успех с лучшим качеством своих товаров, а только с их элегантной упаковкой и этикеткой. Немецкий производитель должен конкурировать с французским при самых неблагоприятных условиях; так как Франция взимает чрезвычайно высокую пошлину в размере 16 франков за 100 кг немецких чернил, тогда как на границе с Германией необходимо уплатить всего 3 марки таможенных пошлин за такое же количество. Существует слепое предубеждение, что все, что происходит из Франции, и прежде всего из Парижа, должно быть лучше, чем то, что сделано в Германии, и, к сожалению, это факт, что особенно в Германии им приходится тяжело бороться с этими конкурентами, хотя крупнейшие немецкие компании по производству чернил за рубежом наиболее успешно конкурируют с французскими.
Но бойкая молодая чернильная промышленность Германии не отступила перед этими препятствиями; она не удовлетворилась результатами, достигнутыми на внутреннем рынке; промышленность Германии скорее начала экспансию на огромный мировой рынок, который до сих пор оставался закрытым, и здесь производители тоже смогли прочно закрепиться и распространить немецкие чернила в скандинавских государствах, в России, в Южной Америке и в Ост-Индии. Еще в 1880 году мы экспортировали около 2 800 центнеров чернил и чернильного порошка на общую сумму около 90 000 марок. Это многообещающее начало.
Но лавровые венки, золотые медали и почетные дипломы, которыми немецкие производители чернил были награждены на последних всемирных выставках, было не так легко получить, как все еще принято думать. Хорошая репутация этих немецких марок на мировом рынке была создана только благодаря огромному честному и неустанному труду; поэтому современный изготовитель чернил должен абсолютно уверенно разбираться в самых сложных разделах химии красителей; он должен все больше и больше учиться, и шагать в ногу со временем; он должен проверять результаты исследований ученых теоретиков на предмет их практического использования, чтобы после долгих испытаний достичь цели и создать прочные, текучие и красочные чернила.

Поэтому долг такой народной газеты, как «Gartenlaube» (прим. «Беседка»), отдать должное таким достижениям немецкой промышленности и показать перед своими читателями картину современного немецкого производства чернил. Мы, современные люди, слишком скоро шлем упреки, если обнаруживаем какой-либо недостаток в продукте, требующем столь кропотливого изготовления; возможно, мы будем справедливее по отношению к чернильному химику, если посмотрим на масштабы и внутренний механизм его работы.
Для этого автор этой статьи «Беседки» был приглашен чернильным химиком, которого следует назвать в первую очередь одним из тех, кто развивает эту отрасль, и который несколько лет назад основал предприятие такого рода, уникальное не только в Германии, но и за рубежом. Большинство наших читателей, вероятно, знакомы с именем Эдуарда Бейера из Хемница благодаря широко известной фабричной марки, которую можно найти на бесчисленных бутылках и флаконах с чернилами.

Уже на вокзале этого саксонского фабричного городка нас встретил любезный господин, который продавал немецкие чернила во Владивосток в Сибири (прим. теперь мы знаем, что Владивосток в Сибири) и в Перу, в Тромсё на крайнем севере и в Мельбурн на юге Австралии, и мы поехали с ним на его фабрику, которая находится в западной части города, напротив уютного лесопарка. Мы хотим избавить наших читателей от описания сравнительно очень обширных основных и вспомогательных построек. Только понимание внутреннего устройства фабрики - откуда многие миллионы бутылок ежегодно отправляются во все части мира - позволит нам осознать их повседневное значение, и это единственное, о чем мы хотим здесь поговорить.

Во-первых, давайте немного подробнее рассмотрим сырье, из которого здесь варится черная жидкость!
Первое представленное нам сырье не представляет особого интереса для обывателя, ибо это чистая вода. Однако для производителя чернил это имеет особое значение; для этого обычная вода закачивается в огромные резервуары фабрики, частично из очень обильных источников близлежащего букового леса, а частично из глубокой скважины, пробуренной в скале, в зависимости от того, жесткая или мягкая вода нужна.
Второй сырой материал также хорошо известен нам еще со школьной парты, и когда мы смотрим на него, мы невольно думаем: «Что, черт возьми, мы должны сказать про такие известные вещи? Такой чернильный орешек на дубовом листе в лучшем случае подойдет в качестве буквицы для статьи «Беседки». (прим. «Initialranke», наверное буквица или инициал - крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги; взгляните на скан 1-й страницы).

Мы бы не стали обращать внимание на этот продукт, сделанный орехотворкой (прим. насекомое), но у нас есть сомнения, потому что наш спутник рассказывает о нем очень интересные истории. Деревья, которые стоят впереди, отнюдь не происходят из наших родных лесов; скорее, они были привезены в Германию издалека, так как содержание дубильных кислот в них значительно превышает наши отечественные чернильные орешки.
В дополнение к суррогатам чернильных орешков, импортируемым с юга Америки и Центральной Африки, предназначенным для низших сортов чернил, наш спутник показывает нам превосходные азиатские сорта, мосульские сорта, которые происходят из торгового города Мосул на берегу Тигра, и более известные из Алеппо, которые доставляют в длинных узких тюках; он также рассказывает о чернильных орешках, которые продаются на рынках Смирны и Триполи, и о мраморных чернильных орешках, происхождением которых обязаны апулийские орехотворки (прим. регион Италии). Теперь мы с большим интересом смотрим на последнюю, венгерскую кучу чернильных орешков, и наши мысли блуждают по странам и морям, охваченные беспокойным потоком мировой торговли, волны которого также достигают порога этой фабрики.


Сверху: ветвь кампешевого дерева; снизу: дубовые листья с чернильными орешками на них.

Продолжаем нашу прогулку и тут же останавливаемся перед поленницей с красноватой древесиной. Это третий сырой материал, который очень важен для производства чернил - кампешевое дерево, родом из Центральной Америки. Его также называют кровавым деревом Вест-Индии, оно относится к такому роду, которое по-научному называется Haematoxylon campechianum. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE
(Одна такая ветвь такого дерева украшает начало этой статьи.) Клетки этого дерева содержат краситель, гематоксилин (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD), который обладает замечательными свойствами: с калием и аммиаком он образует растворы, которые на воздухе очень быстро становятся пурпурно-красными, синими или ярко фиолетовыми, но при длительном стоянии они становятся почти черными и с оксидами металлов (особенно с оксидом алюминия, оксидом свинца, оксидом меди, оксидом железа и т. д.) дают частично великолепно окрашенные жидкости, частично окрашенные осадки. Этот краситель кампешевой древесины представляет особую ценность не только для химиков, специализирующихся на чернилах, но и в самых больших количествах используется для окрашивания шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных тканей, и кожи. Немаловажное содержание дубильных веществ в древесине дало многим врачам повод использовать ее в качестве лекарства от болезней.
В основном в торговле используются четыре вида кампешевой древесины: 1) кампешевая древесина мексиканская или Laguna-Campecheholz, которая является лучшей, т.е. самая богатая гематоксилином, 2) гондурасская, 3) ямайская и 4) кампешевая древесина Сан-Доминго. Несмотря на конкуренцию со стороны анилиновых красителей, потребление кампешевой древесины очень велико и продолжает расти. К сожалению, кажется, что уже не за горами тот момент, когда растущий спрос больше не сможет быть удовлетворен из-за большого опустошения лесов при нынешнем способе добычи. Поэтому химикам скоро придется подумать о замене этого замечательного красителя, содержащегося в кампешевой древесине.


Погрузка бревен кампешевого дерева в лесах Центральной Америки. Оригинальный рисунок А. Геринга.

Первоначально была известна только кампешевая древесина из Кампечебая, и торговля ей находилась почти полностью в руках англичан. Многочисленные споры, возникавшие в первой половине прошлого века между англичанами и тогдашними владельцами земли, испанцами, заставили D.Barham посеять семена кампешевого дерева на Ямайке в 1716 году, где они настолько прижились, что вскоре он покрыл ими большие участки страны.
Итак, мы видим, что Старый и Новый Свет отдают свои продукты для изготовления наших чернил; нашему взору открывается чудесный круговорот веществ: американский рабочий, загружающий отдельные бревна кампешевого дерева в тропических джунглях на мулов, также думает, что из этих бревен можно производить чернила, которыми сильные мира сего однажды подпишут объявление войны или мирные договоры?
И сейчас количество других химических веществ, необходимых для производства чернил, громадное количество самых разнообразных химикатов, подробно описать которые не позволяет отведенное мне здесь место - все это говорит о том, что мы имеем дело с крупной промышленностью в полном смысле этого слова. Теперь мы с изумлением смотрим на содержимое маленького флакона с чернилами; мы едва ли подозревали, что атомы, из которых оно состоит, - это господа, которые проделали такой большой путь.


Изображения фабрики и цехов по случаю 25-летия фабрики



Перечень цехов:
Extractoren und Vacuumapparate - экстракторы и вакуумные аппараты;
Raspeln - цех измельчения древесины;
Packraum - цех упаковки готовой продукции;
Comptoir - контора;
Flaschenboden - склад бутылок;
Füllsaal - цех розлива
Zusammenstellraum - цех сборки;
Laboratorium - лаборатория
Kellereien - подвалы
Luftpumpen - вакуумные насосоы.

Вид фабрики в 1906 году по случаю юбилея.


Но время не ждет; мы должны сами осмотреть фабрику. Приглушенные, грубые звуки эхом доносятся к нам из помещения, мимо которого мы проходим; мы входим в него и видим, как машина для измельчения (die Raspeln) своими широкими дисками с ножами, приводимыми в движение паровой машиной, измельчает твердые, как железо, кампешевые бревна в крупный порошок. Полученную таким образом, грубую щепу заливают клеевым раствором в специальных помещениях и несколько недель ферментируют (прим. стадия брожения) при определенной температуре. Только после того, как кампешевая древесина прошла этот процесс, можно извлечь из нее краситель.
Однако, чтобы познакомиться с этим процессом, мы переходим в наиболее интересную часть фабрики Beyer - большой зал, в котором установлены экстракторы и вакуумный аппарат. Слева на нашем рисунке мы видим экстракционный аппарат, сделанный из прочной кованой меди, в котором чернильные орешки, красильная древесина и другое сырье обрабатываются паром под высоким атмосферным давлением. С другой стороны, в правой части нашего рисунка показаны вакуумные аппараты, большие сферические сосуды, также изготовленные из меди. В них растворы этих красителей, которые разлагаются при более высоких температурах, такие как B. в кипятке (прим. имеется ввиду какой-то краситель B., который разлагается в кипятке), концентрируются до нужной степени в вакууме при низкой температуре. Для этого вакуумные аппараты подключены к воздушным насосам. Через маленькие стеклянные окошки в стенках аппаратов мы можем в любой момент убедиться, что их содержимое, красновато-фиолетовая жидкость, действительно кипит, но кипит при такой низкой температуре, так, что мы можем спокойно положить руку на стенку аппарата и ни в коем разе не обжечься.


Экстракторы и вакуумные аппараты чернильной фабрики Э. Бейера в Хемнице. Оригинальный рисунок Г. Зундблада.

Принцип, на котором зиждется работа этих аппаратов, хорошо известен. Всем известно, что тепла закрытой ладони достаточно, чтобы в вакууме кипятить алкоголь (прим. кипение воды при пониженном давлении https://www.youtube.com/watch?v=yPDpE0XHF5M); вряд ли стоит напоминать нашим читателям о стеклянных шарах, наполненных красной жидкостью, о так называемых „Temperamentmesser“ и „Liebesthermometer“ (прим. дословно это «измерители темперамента» и «термометры любви», «Термометр любви» представляет собой стеклянный сосуд, в котором находится жидкость с низкой энтальпией испарения. Если держать руками нижнюю часть, жидкость нагревается. Это создает пары, которые вытесняют жидкость. Это заставляет жидкость подниматься в верхнюю полость. В конце этого процесса сами пары следуют и попадают в верхнюю полость, так что жидкость кажется кипящей. Эти физические приборы работали так https://www.youtube.com/watch?v=h-mA8sbtwvk).

Обслуживание, наполнение и опорожнение всех этих аппаратов благодаря механизации настолько просты, что нескольких человеческих рук достаточно, чтобы поддерживать большой зал в рабочем состоянии.
Полученная жидкость, очень близко напоминающая готовые чернила, теперь направляется из всех этих сосудов различного размера в чаны, которые установлены в обширных подвалах фабрики. Вид такого объема чернил, которые здесь, как благородное сусло в темном подвале, приближается к своему осветлению, заставляет на время забыть, что мы находимся на фабрике чернил, и невольно вспоминаем другие «красные чернила» (прим., наверное, имеется ввиду алкоголь).


Подвалы чернильной фабрики Э. Бейера в Хемнице. Оригинальный рисунок Г. Зундблада.

Отсюда мы поднимаемся на лифте в верхние и более светлые помещения. Наша прогулка приводит нас в химическую лабораторию, интеллектуальный центр всей фабрики, о важности которой мы уже говорили в начале этой статьи. Теперь идем наверх, вниз через самые разные помещения, такие как: цех розлива, цех упаковки, склад бутылок, цех сборки, контора и тому подобное. Мы даем такое подробное описание этих помещений на каждой крупной фабрике. Если читатель захочет немного напрячь свое воображение, он сможет построить для себя картину происходящего здесь. Только представьте себе бесчисленное множество пустых и полных бутылок, которые наполняются, маркируются и сортируются старательными руками. Это дает красочную картину.

Мы только хотели бы подчеркнуть следующее: помимо качества самих товаров, большие продажи чернил Beyer были достигнуты за счет хорошей упаковки (прим. тары) и изящного вида товара, двух обстоятельств, которых, к сожалению, так недостаточно в других отраслях промышленности Германии, и такое безответственное пренебрежение привело к гибели на мировом рынке многих хороших немецких товаров.
Прежде чем покинуть это образцовое предприятие, нам еще нужно вспомнить его историю, и для этого мы даем слово его создателю и руководителю:

«Когда я стал владельцем Löwenapotheke, которую я купил в Хемнице 1 ноября 1856 года, - писал г-н Эдуард Бейер два года назад по случаю 25-летнего юбилея компании, - тогда, в процессе своей деятельности фармацевтом, я употреблял чернила, необходимые для процесса копирования, широко распространенного в пятидесятые годы, но которые до этого должен был быть получать в основном за большие деньги из Англии и Франции. Моим плодом многих попыток сравнений и попыток улучшений стали чернила, которые стекали с пера с приятным красноватым цветом, и вскоре становились черно-синими и давали темно-фиолетово-синюю копию, в то время как исходное письмо становилось темно-черно-синим. Они получили логическое и вместе с тем забавное название «Chemnitzer veilchenblauschwarze Copirtinte» (прим. «Фиолетово-Сине-Черные копировальные чернила Хемница», Хемниц – это город), и их продажа осуществлялась через очень известный писче-бумажный магазин Роберта Винклера, старейший в Хемнице. Чернила быстро приобрели хорошую репутацию, которая быстро вышла за пределы Хемница. Вскоре, первых крайне примитивных средств производства, состоящих только из большого Waschkessel и нескольких бочек, стало уже недостаточно, и создание специальной фабрики стало неизбежной необходимостью уже в начале шестидесятых годов. (прим. Waschkessel досл. – котел для стирки (мойки), это был транспортабельный ящик, в нижней части которого была топка для дров или угля, а в верхней половине - емкость с крышкой для воды, использовался для стирки https://de.wikipedia.org/wiki/Waschkessel) В 1863 году в величественном здании фабрики, оборудованном паровой машиной и другим множеством вспомогательных механизмов, производство продолжалось и непрерывно наращивалось. Если в 1856 году был создан один сорт чернил для одних клиентов, то с годами производство около восьмидесяти различных сортов стало фактом; и они получили такой же радушный прием и быстрое распространение среди многих тысяч клиентов, и сегодня впечатляющий во всех отношениях каталог красноречиво свидетельствует о достигнутых успехах, а его издания представлены в самых разнообразных видах, и переведенные почти на все языки цивилизованных народов в невероятных количествах, проникли во все уголки нашей земли».

Этими словами, от проверенного пионера немецкой чернильной индустрии, мы завершаем описание этой фабрики. Мы твердо надеемся, что и он, и другие немецкие производители чернил не ослабят своих усилий и достигнут высокой цели - окончательного завоевания мирового рынка во благо Германии (примеч. "zu Nutz und Frommen Deutschlands erreichen werden" вероятно можно перевести как "во спасенье Германии"). В конце, однако, мы хотели бы попросить наших соотечественников за границей также встать на защиту немецких чернил и как можно лучше подготовить почву для немецкой промышленности и превосходных немецких товаров в дальних странах.

Валериус.

P.S. Как всегда, прошу поправить меня, если что-то напутал с переводом Very Happy .

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Ср 06 Окт 2021 г. 11:08:45    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чернильный ослик.

В нашем "зоопарке" очередное пополнение.


Это конечно же не то пополнение, но все его узнают Very Happy

Листая старую советскую книгу 1936 года по чернильному производству, встретил такие строки:


А несколько ранее нашел фотографии настенного блюда от известной голландской чернильной фабрики Gimborn 50-х годов 20-го века.







Подпись в нижней части рисунка гласит: Le Marchand d'Encre - Торговец чернилами.

Здесь запечатлена уличная сцена торговли чернилами. Главные герои этого сюжета это торговец чернилами со своей женой и ослик. Для переноски тяжелых бутылок с чернилами используется ослик, на хребте которого помещена корзина со всем содержимым. Наверху корзины можно разглядеть 2 колокольчика. Слева от торговца мы видим семью покупателей, желающую купить эту драгоценную жидкость. У отца семейства за правым ухом виднеются 2 гусиных пера. А справа от жены торговца маленькие покупатели - ребятишки с корзинками.

И еще обратите внимание на такую деталь: по контуру блюда нарисованы дубовые желуди с листочками, а на листочках чернильные орешки, а, как известно, чернильные орешки - главный компонент чернил того времени.

Сюжет на этом блюде, конечно же, не является оригинальным, поскольку у него есть свой первоисточник.

И выглядит этот первоисточник так:


"Торговец чернилами", автор: von Jean-Henri Marlet (1770–1847), 1821-1823. https://www.akg-images.co.uk/archive/Le-Marchand-d%E2%80%99Encre-2UMDHU56YQU.html

Есть еще одна картина с торговцем и чернильным осликом. Тут на корзине тоже можно увидеть 2 колокольчика.

"Торговец чернилами". Автор - Vernet Carle (1758-1836). 1823-1825. Рассмотреть можно тут https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/marchand-d-encre-87#infos-principales

Были также художественные сюжеты с уличными торговцами чернилами, которые переносили свой хрупкий товар на себе, без помощи какого-либо вьючного животного. А на себе все-таки много и далеко не унесешь.

"Торговец чернилами". Автор - Jolly (Adrien Jean Baptiste Muffat, dit) (1776 - 1839). 1815. Рассмотреть можно тут https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/marchand-d-encre-ndeg19-0#infos-principales

Черно-белый рисунок торговца с бочонком чернил за спиной.

автор: Poisson, Michel, 1774. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/encre-luisante-encre-a-ecrire-45#infos-principales


В Российской Империи художники и живописцы тоже обращались к подобным сюжетам, изображая уличных торговцев и городскую жизнь. Например - Щедровский Игнатий Степанович. Правда чернильных торговцев у отечественных художников я не встречал.

P.S. Забавно, но теперь словосочетание "осёл с чернилами" может звучать не так оскорбительно Surprised

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Вс 10 Окт 2021 г. 16:26:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

«Чернильные родственники».


"Зеркало", иллюстрация Gill André (1840 - 1885) к журналу L'Eclipse, Huitième Année, N°333,Dimanche, 14 Mars 1875.
https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/l-eclipsehuitieme-anneendeg333dimanche-14-mars-1875le-miroir-par-gill#infos-principales

«Чернильные родственники» - это лица, занимающиеся чернильным производством, и имеющие одну и ту же фамилию. Такая формулировка, конечно же, не более чем моя выдумка. Very Happy

Исторически так сложилось, что в подавляющем большинстве случаев сначала кустарные производства и мануфактуры, а затем фабрики и заводы назывались по именам своих владельцев и основателей, и впоследствии, при развитии предприятия и при необходимости, делались приписки в виде таких слов как: сын, наследник, зять, вдова, преемник ну и прочее. Таким образом название предприятия строго ассоциировалось с фамилией человека. Бывали конечно случаи, когда название не было связано с какой-либо фамилией, но их было крайне мало.

Отсюда возникали интересные совпадения, когда совершенно разные предприятия носили одинаковые названия только потому, что владельцы этих предприятий были однофамильцами, и при ближайшем рассмотрении можно было увидеть разные имена и инициалы.
(Сейчас та же самая ситуация, несмотря на то, что предприятия, как правило, не называют по фамилиям владельцев, когда какое-нибудь ООО «Рога и Копыта» в городе N можно обнаружить также в городе M)

Так, если открыть любой справочник адресов и предприятий за 2-ю половину 19 века – начала 20 века на разделе «Алфавитный указатель фирм и фамилий», то можно обнаружить множество однофамильцев, владеющих абсолютно разными предприятиями из разных отраслей промышленности.
Приведу в качестве примера страницу из справочника по Российской Империи 1914 года.
Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию) [Текст] / составлено под руководством редакционнаго комитета, состоящаго из членов Совета съездов представителей промышленности и торговли ; ред. Ф. А. Шобер ; Совет съездов представителей промышленности и торговли. - Изд. 2-е. - Петроград : издали инж. путей сообщ. Д. П. Кандауров и сын, 1914 - [1612] с.; 29 см. Авт. указан в 1-м изд.: сост. инж. Л. К. Езиоранский
https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01006766808?page=1&rotate=0&theme=white

Там можно увидеть множество однофамильцев Белкиных, Белоусовых, Бельских, Беляевых, и прочих. Буква после номера страницы означает отрасль промышленности, и она почти всегда разная для одних и тех же фамилий.

За рубежом все было точно также. Страница из французского справочника 1896 года:
Annuaire-almanach du commerce, de l'industrie, de la magistrature et de l'administration : ou almanach des 500.000 adresses de Paris, des départements et des pays étrangers : Firmin Didot et Bottin réunis
https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k9684013b

Тут можно также наблюдать множество однофамильцев.


Среди всех этих совпадений фамилий и названий предприятий есть особо интересные случаи, и притом, имеющие самое непосредственное отношение к старым чернильным производствам.

Lamy.

Всем любителям писчих инструментов должна быть хорошо известна марка Lamy, выпускающая в том числе и чернила. Само название Lamy есть не что иное, как фамилия основателя предприятия – немца Josef Lamy, созданное в 1930-м году.

И вот листая французские справочники можно узнать, что Lamy это широко распространенная французская фамилия.

Например, в французском справочнике за 1896 год, указанном выше, можно насчитать 78 лиц с фамилией Lamy, занимающихся абсолютно разной деятельностью.

https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k9684013b/f552.item#

Но самыми интересными среди всех этих однофамильцев являются 2 человека с фамилией Lamy.
А интересны они тем, что это были 2 разных чернильных мастера, и при всем этом осуществляли свою деятельность в одном и том же городе – Париже.

Из парижского справочника 1902 года в перечне производителей чернил:
Paris-adresses : annuaire général de l'industrie et du commerce : corps constitués, administrations, professions libérales, propriétaires, rentiers, etc... de Paris et du département de la Seine
https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k11808753/f1184.item.zoom


Из общего перечня производителей чернил в Париже.


Из общефранцузского справочника 1896 года:

https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k9684013b/f552.item.zoom#

Из общефранцузского справочника 1900 года:

https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k9768579r/f713.item.zoom#

К сожалению, никаких дополнительных сведений по этим чернильным производствам мне сыскать не удалось: нет ни флаконов или бутылок, ни рекламных объявлений в газетах и журналах, ни плакатов или плакатных марок, одним словом ничего кроме сухих строк с адресами, приведенные выше. Поэтому единственный вывод, которые можно по данному поводу сделать, заключается в том, что это были какие-то мелкие кустарные парижские производства.
В справочнике 1932 года по городу Парижу уже нет упоминаний этих фамилий среди чернильных изготовителей, да и общее их количество тоже сократилось.

https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k11810517/f915.item.zoom#

В любом случае этих французов можно назвать «чернильными родственниками».

Если кто знает, а были ли у немца J.Lamy французские корни?

Глинские.
Были свои «чернильные родственники» и в Российской Империи, а если точнее, то в столице Царства Польского, в Варшаве. То есть это были однофамильцы, занимающиеся чернильным производством, да и к тому же в одном и том же городе.
Глинские – широко распространенная фамилия в Российской Империи. И два человека с такой фамилией были «чернильными родственниками».
Справки по этим предприятиям из справочников адресов и предприятий за 1906 и 1914 года.


https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01006511554?page=1&rotate=0&theme=white


https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01006766808?page=1&rotate=0&theme=white

Можно увидеть дату основания, количество рабочих, годовой оборот и прочие показатели.

Faber.
История семьи Faber из Германии многим наверняка хорошо известна и приводить ее здесь не имеет смысла.
Замечу только, что J.Faber и A.W. Faber нельзя отнести к «чернильным родственникам», поскольку это были все-таки настоящие родственники, да и J.Faber не занимался производством чернил.

P.S. Это все, конечно, не более чем совпадения и курьезы.

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
readytotalk
Завсегдатай


Зарегистрирован: 18.02.2016
Сообщения: 6942
Откуда: МСК

СообщениеДобавлено: Пн 11 Окт 2021 г. 16:19:12    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пожалуйста, давайте изменим название темы на грамматически правильное
"Чернила ализариновыя и антрасиновыя, Гумми-Арабика и прочiя".

_________________
С уважением, Алексей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Пн 11 Окт 2021 г. 20:34:56    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

readytotalk писал(а):
Пожалуйста, давайте изменим название темы на грамматически правильное
"Чернила ализариновыя и антрасиновыя, Гумми-Арабика и прочiя".

Согласен, обеими руками ЗА!

Ошибки.

Bouchot, 1839, https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/erreurs-ndeg4-diable-d-erreur#infos-principales

Строчка под картинкой:
Дьявол, ошибки!!! ... понадобится две недели, чтобы найти 25 сантимов... (речь об ошибках в бухгалтерской книге).

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Andrew_Lensky
Завсегдатай


Зарегистрирован: 28.10.2016
Сообщения: 8373
Откуда: Kyiv, Ukraine

СообщениеДобавлено: Пн 11 Окт 2021 г. 21:57:36    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

readytotalk писал(а):
Пожалуйста, давайте изменим название темы на грамматически правильное
"Чернила ализариновыя и антрасиновыя, Гумми-Арабика и прочiя".


Переименовал

_________________
http://lenskiy.org - более 300 обзоров перьевых инструментов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Пн 11 Окт 2021 г. 22:42:06    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Andrew_Lensky писал(а):
Переименовал

Спасибо Smile

Monnier, Henry Bonaventure (1799 –1877), 19 век, https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/maison-de-balzac/oeuvres/m-ms-le-directeur-chefs-sous-chefs-employes-surnumeraires-c-cc-allant#infos-principales

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Вт 12 Окт 2021 г. 15:06:08    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"С мест сообщают ..."


Текст к иллюстрации "В госпитале" в нижней части:
- Ну, так, кажись, хорошо будет ... Слушай, что я твоей маменьке в деревню написал:
"Милая маменька, пришлите мне сколько-нибудь денег, потому что я теперь без копейки и лежу больной в ошпитале. Сегодня дохтур мерял температуру и вышло 40 градусов."
- Да ты прибавь! Махни хоть 45. Все скорее вышлет.
Еженедельный иллюстрированный журнал "Осколки", №13, 28 марта 1898г., С-Петербург. https://electro.nekrasovka.ru/books/6154704/pages/1


Сообщение из еженедельного иллюстрированного журнала "Осколки", №2, от 10 января 1898 года, С-Петербург, опубликованное в журнальной рубрике "Коротенькие корреспонденции":


https://electro.nekrasovka.ru/books/6154693/pages/6

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Пт 15 Окт 2021 г. 15:17:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Чернила - это медиум человеческой души."


Anonyme, https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/l-ecrivain-public-je-prends-la-plume-d-une-main-tremblantemon-julien-mes#infos-principales
Сопроводительный текст под картинкой:
Surprised "Писарь" Surprised : "Я беру перо дрожащей рукой ... мой Жюльен! Слезы заливают мои глаза; Я не знаю, сможете ли вы прочесть то, что я пишу. "....
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Нашел еще одно красноречивое определение чернил: Чернила - это медиум человеческой души!

из фрагмента детской сказки "Две стклянки":
---------------------------------------------------
Стклянка съ чернилами говорила стклянкѣ съ амбрэ очень много весьма странныхъ вещей. Она доказывала ей, что внутри у нея лежитъ медіумъ человѣческой души, что безъ этого медіума люди ничего не могутъ сдѣлать.
— Если,— говорила она,— самый пламенный влюбленный юноша хочетъ написать къ своему предмету: «Душка! Я люблю тебя»! —то это дѣлается не иначе, какъ посредствомъ чернилъ. Если надо отдать приказъ, сдѣлать предписаніе, то опять обращаются за помощью къ этому медіуму. Поэзія, наука, философія все проходитъ чрезъ меня и все кончается мною. Когда въ статистическихъ отчетахъ отмѣтятъ васъ умершей, то единица, которой васъ обозначатъ, будетъ непременно изображена моей собственной сущностью. А вы согласитесь, что сумма всѣхъ сущностей и есть сумма всего существующаго.
---------------------------------------------------


Вагнер, Николай Петрович (1829-1907). Повести, сказки и рассказы / [Соч.] Кота-Мурлыки. - [2-е изд.]. Т. 1-7. - Санкт-Петербург : тип. М.М. Стасюлевича, 1890-1904. - 7 т.; 22.
T.1 : 1. Слово; 2. В потьмах; 3. Князь Костя; 4. Две стклянки; 5. Мирра; 6. Собаки и люди; 7. Абу-Гассан. - 1890. - [4], 320 с.
https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003924274?page=260&rotate=0&theme=white

Само слово "медиум" в данном контексте есть отражение того факта, что автор Н.П. Вагнер, будучи ученым зоологом, увлекался спиритизмом, что естественным образом сказывалось и на его литературном творчестве, в частности и на детских сказках. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%80,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Пн 18 Окт 2021 г. 12:46:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Перо - это покрышка птиц"


Учёный, затачивающий перо. Герард Доу. ок. 1632—1635

О писчих перьях.

Позвольте ненадолго отклониться от чернильной темы и сказать пару слов о настоящих, то есть гусиных, перьях.

Меня по-прежнему не перестают удивлять формулировки из старинных книг 18-19-го вв.
Ниже приводится толкование понятия "перо" в конце 18-го века. Далее идут советы о том, как правильно подготовить гусиное перо к письму, а также небольшие хитрости наподобие таких как:
Перо, которым можно целый день писать, не макая в чернилицу. Это описание гусиного пера с резервуаром, сделанным из Грецкой губки.
или как сделать из гусиного пера прототип "наливайки" и еще несколько любопытных советов Very Happy



Onomatologia curiosa artificiosa et magica, или Словарь натуральнаго волшебства, : В котором много полезнаго и приятнаго из естественной истории, естественной науки и магии азбучным порядком предложено. / Перевод с немецкаго [В.А. Левшина]. - Москва : Унив. тип., у Хр. Ридигера и Хр. Клаудия, 1795.
Ч. 2. - 608 с. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl02000026140?page=101&rotate=0&theme=white


О перьях в общем.

Словарь коммерческий, содержащий познание о товарах всех стран, и названиях вещей главных и новейших, относящихся до коммерции, также до домостроительства, познание художеств, рукоделий, фабрик, рудных дел, красок, пряных зелий, трав, дорогих камней и проч. / Переведен с французскаго языка Васильем Левшиным. - Москва : Тип. Комп. типогр., 1787-1792. - 8°.
Ч. 5: П. Р. - 1790. - 1-464, 449-462 [=478] https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004102016?page=46&rotate=0&theme=white


"Неисправности" перьев.

Повреждения пера. Grandville (1803–1847) 1841 — 1843. https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/plumes-abimees#infos-principales

О гусях.

Опытный хозяйственный домоводец и эконом, объемлющий все предметы, нужные и полезные в общежитии и домоводстве, как то: птицеводство, скотоводство, пчеловодство... : С присовокуплением земледельческих замечаний о месяцах и временах года, заключающих в себе познание, в какое время и какие производить работы... - Москва : Унив. тип., 1827. - XVI, 339 с.; 22. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003558008?page=25&rotate=0&theme=white

Послесловие.
Два четверостишия русского поэта и прозаика Нахимова А.Н. (1782 — 1815) под заглавием "Похвала гусиному перу"

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Вт 19 Окт 2021 г. 20:36:59    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О необычных чернильницах



Несколько сообщений о необычных чернильницах из выпусков "Ремесленной газеты" за 1894 год.

Дано достаточно толковое объяснение принципов устройства и функционирования этих принадлежностей.


Ремесленная газета, еженедельное издание с политипажами в тексте, отдельные приложения рисунков в каждом №-е, 10-й год, 1894, № 50
http://electro.nekrasovka.ru/books/6154667/pages/1



Ремесленная газета, еженедельное издание с политипажами в тексте, отдельные приложения рисунков в каждом №-е, 10-й год, 1894, № 47
http://electro.nekrasovka.ru/books/6154664/pages/1



Ремесленная газета, еженедельное издание с политипажами в тексте, отдельные приложения рисунков в каждом №-е, 9-й год, 1894, № 24
http://electro.nekrasovka.ru/books/6154624/pages/4



Ремесленная газета, еженедельное издание с политипажами в тексте, отдельные приложения рисунков в каждом №-е, 10-й год, 1894, № 29
http://electro.nekrasovka.ru/books/6157050/pages/4

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Чт 21 Окт 2021 г. 11:21:04    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"К вопросу о каллиграфическом почерке"


"Два сборщика налогов" Marinus van Reymerswale, c. 1550, RKD – Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis
https://collectienederland.nl/detail/foldout/void_edmrecord/dcn_rkd-images_https-rkd.nl-explore-images-232670

Весьма разумные соображения по вопросу о каллиграфическом почерке при делопроизводстве, взятые из руководства для судебных следователей (сокр. С.С.) за 1908 год.


Руководство для судебных следователей как система криминалистики : Пер. с нем. / Д-р Ганс Гросс, б. австрийский следств. судья, ныне проф. Праж. ун-та; С 4-го доп. изд. пер. Л. Дудкин и Б. Зиллер. - Санкт-Петербург : Н.К. Мартынов, 1908. - XXVIII, 1040 с. : ил.; 24. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003747873?page=100&rotate=0&theme=white

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Пт 22 Окт 2021 г. 16:11:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"О почерке"


"Два адвоката в своей конторе" Marinus van Reymerswale, c. 1542, RKD – Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis
https://collectienederland.nl/detail/foldout/void_edmrecord/dcn_rkd-images_https-rkd.nl-explore-images-57338

Закрывая тему с почерком.

Несколько слов о том, как образуется почерк вообще с точки зрения судебного следователя начала 20-го века.





Основы уголовной техники : Науч.-техн. приемы расследования преступлений : Практ. руководство для судеб. деятелей С.Н. Трегубова, ст. юрисконсульта М-ва юст. орд. проф. Александров. воен.-юрид. акад. ... - Петроград : Изд. юрид. кн. скл. "Право", 1915. - XII, 335 с., 14 л. ил. : ил.; 23. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004199228?page=212&rotate=0&theme=white

Прочие, не вполне научные, рассуждения о почерке из руководства для судебных следователей от Ганса Гросса.


Руководство для судебных следователей как система криминалистики : Пер. с нем. / Д-р Ганс Гросс, б. австрийский следств. судья, ныне проф. Праж. ун-та; С 4-го доп. изд. пер. Л. Дудкин и Б. Зиллер. - Санкт-Петербург : Н.К. Мартынов, 1908. - XXVIII, 1040 с. : ил.; 24. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003747873?page=315&rotate=0&theme=white

Критика Гросса от С.Н. Трегубова:



P.S. Строго говоря, почерковедение это отдельная интересная тема, но напрямую не связанная с темой о писчебумажных принадлежностях, но я все-же решил поделиться, так что прошу меня извинить )

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Пт 22 Окт 2021 г. 16:42:30    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Чернильные колонны и графитовые столбики"


"Бракосочетание пера и карандаша", слева стоят чернильница и бумага, 1850 https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/maison-de-balzac/oeuvres/balzac-mariant-une-plume-et-un-porte-mine

Как пишут перья с точки зрения судебного следователя начала 20-го века:


Как пишут карандаши с точки зрения судебного следователя начала 20-го века:


Основы уголовной техники : Науч.-техн. приемы расследования преступлений : Практ. руководство для судеб. деятелей С.Н. Трегубова, ст. юрисконсульта М-ва юст. орд. проф. Александров. воен.-юрид. акад. ... - Петроград : Изд. юрид. кн. скл. "Право", 1915. - XII, 335 с., 14 л. ил. : ил.; 23. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004199228?page=191&rotate=0&theme=white

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Сб 23 Окт 2021 г. 11:00:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Дорожные вещи"


Обложка Специального прейс-куранта отделения дорожных вещей Торгово-промышленнаго товарищества Мюр и Мерилиз. Дорожныя вещи. 1-я часть [Текст]. - Москва : типо-лит. т-ва "И. Н. Кушнерев и К°", 1910. - 33, [1] с. : табл.; 23 см. - (Мюр и Мерилиз). https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01009416373?page=1&rotate=0&theme=white

EDC-набор судебного следователя на рубеже 19-20 вв. Особо любопытен набор писчебумажных принадлежностей для выполнения всякой писчей работы в полевых условиях на месте преступления.






Руководство для судебных следователей как система криминалистики : Пер. с нем. / Д-р Ганс Гросс, б. австрийский следств. судья, ныне проф. Праж. ун-та; С 4-го доп. изд. пер. Л. Дудкин и Б. Зиллер. - Санкт-Петербург : Н.К. Мартынов, 1908. - XXVIII, 1040 с. : ил.; 24. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003747873?page=207&rotate=0&theme=white

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Вс 24 Окт 2021 г. 22:56:46    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Безмолвные свидетели"

Heisenberg's Hideout by RiddimRyder, on Flickr

Что могут рассказать чернила, эти безмолвные свидетели?
Исследование чернил с точки зрения судебного следователя начала 20-го века.
Описаны типы чернил, даны их характеристики и способы анализа. В конце приведен интересный пример судебной экспертизы из дела о подлоге одной книжки сберегательной кассы.




Основы уголовной техники : Науч.-техн. приемы расследования преступлений : Практ. руководство для судеб. деятелей С.Н. Трегубова, ст. юрисконсульта М-ва юст. орд. проф. Александров. воен.-юрид. акад. ... - Петроград : Изд. юрид. кн. скл. "Право", 1915. - XII, 335 с., 14 л. ил. : ил.; 23. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004199228?page=206&rotate=0&theme=white

Реагенты для судебно-химического исследования чернил из руководства Гросса.


Руководство для судебных следователей как система криминалистики : Пер. с нем. / Д-р Ганс Гросс, б. австрийский следств. судья, ныне проф. Праж. ун-та; С 4-го доп. изд. пер. Л. Дудкин и Б. Зиллер. - Санкт-Петербург : Н.К. Мартынов, 1908. - XXVIII, 1040 с. : ил.; 24. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003747873?page=965&rotate=0&theme=white

Не утратило своей актуальности исследование чернил и в 30-е годы в СССР. Фрагмент из книги "Криминалистика" под ред. А.Я. Вышинского за 1938 год.


Криминалистика [Текст] : Техника и тактика расследования преступлений / Под ред. А. Я. Вышинского ; Всес. ин-т юрид. наук. - Москва : Юрид. изд-во, 1938 (17 ф-ка нац. книги). - 540 с. : ил.; 23 см. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01005326451?page=255&rotate=0&theme=white

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Ср 27 Окт 2021 г. 16:40:58    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Преступление без наказания"


«Пишите духовное завещание: кому оставляете свои дела!»
Meyer, Henri (1844-1899), 1889, https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/le-drame-de-la-prefecture-de-la-seine

После всех последних теоретических изысканий предлагаю познакомиться с отчетом по так называемому Курбатовскому делу, где экспертиза чернил сыграла немаловажную роль.
Это было весьма любопытное дело, поскольку речь шла не о простой подделке документов - с формальной точки зрения векселя, подписанные Курбатовым были законными, но вот обстоятельства в которых они были составлены были необычны.


Обвинительный акт.
Прежде всего интересны вопросы за номерами 4 и 5. Вопрос №4 касался почерков фигурантов дела, а вопрос №5 - вещественных доказательств, проливающих свет на обстоятельства подписания векселей.











Экспертиза.
Прежде всего были проведены химическая экспертиза чернил на векселях и расписке, а также почерковедческие экспертизы документов.
Почерковедческие экспертизы особой ясности в дело не добавили, а вот химическая экспертиза чернил на векселях подтвердила показания Курбатова и, соответственно, ложность показаний Замятниных. Курбатов утверждал, что он подписал уже заполненные Замятниным векселя, а Замятнин - что он заполнял векселя в присутствии Курбатова, а затем Курбатов теми же чернилами сделал подписи. Экспертиза же показала, что текст векселей и подписи сделаны разными чернилами - ализариновыми и санадаловыми.












Приговор.
Векселя были признаны безденежными, но присяжные заседатели за Замятниными вины не признали и они были по суду оправданы.




Отчет по так называемому Курбатовскому делу [Текст] : о козмодемьянском купце Семене Степанове Замятнине и его жене Марии Алексеевой, обвиняющихся к принуждению к выдаче обязательств на 100000 рублей, к слувшемуся в Козмодемьянске 7-10 июля 1882 г. / [Сост. Веретенникова]. - Казань : Тип. и литография В. М. Ключникова, 1882. - 134 с. : ил.
https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01008038517?page=1&rotate=0&theme=white


P.S. И все-таки иногда чернила говорят ...

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Чт 28 Окт 2021 г. 21:48:46    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Суррогаты"


"Шарлотта Корде д'Арманс в тюрьме пишет письмо отцу, 16 июля 1793 года. Французская революция", Anonyme, 19 век,
https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/charlotte-corday-d-armans-en-prison-ecrivant-une-lettre-a-son-pere-16-0#infos-principales


Чем писали на воле более или менее ясно, поэтому предлагаю рассмотреть вопрос о том, чем писали в заключении в конце 19-го - начале 20-го века. Для этого в очередной раз предлагаю обратиться к двум руководствам для судебных следователей. А там какие только суррогаты не употребляли: от воды и слюны до мочи и грудного молока. Для проявления же всех этих жидкостей использовали и тепло, и воду, и пепел или пыль и тому подобные подручные вещи.

Фрагмент из руководства Г. Гросса за 1908 год.


Руководство для судебных следователей как система криминалистики : Пер. с нем. / Д-р Ганс Гросс, б. австрийский следств. судья, ныне проф. Праж. ун-та; С 4-го доп. изд. пер. Л. Дудкин и Б. Зиллер. - Санкт-Петербург : Н.К. Мартынов, 1908. - XXVIII, 1040 с. : ил.; 24. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003747873?page=420&rotate=0&theme=white


Фрагмент из руководства С.Н. Трегубова за 1915 год.




Основы уголовной техники : Науч.-техн. приемы расследования преступлений : Практ. руководство для судеб. деятелей С.Н. Трегубова, ст. юрисконсульта М-ва юст. орд. проф. Александров. воен.-юрид. акад. ... - Петроград : Изд. юрид. кн. скл. "Право", 1915. - XII, 335 с., 14 л. ил. : ил.; 23. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004199228?page=206&rotate=0&theme=white

P.S. "Так, опускаюсь все ниже и ниже. Даже самому интересно ..." - Прокудин Егор, вор-рецидивист из к/ф "Калина красная".

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Сб 30 Окт 2021 г. 23:49:33    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Симпатичные чернила"


Misti (Ferdinand Mifliez) (1865 - 1923), 1896, https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/2me-annee-la-critique-1896-redaction-50-boul-latour-maubourg-paris#infos-principales

В предыдущем посте было указано, что тайнопись симпатическими чернилами употреблялась не только в тюремных обстоятельствах, но и для прочих сношений, как-то для амурных, коммерческих и прочих дел.
Поэтому еще раз о симпатических чернилах. Этим названием обозначаются такие жидкости, которые, будучи сами по себе бесцветны, принимают известный цвет от известных внешних влияний, так что написанное этими жидкостями становится видимым только тогда, когда подействуют вышесказанные влияния, и, по прекращении действия последних, делается опять невидимыми.

В различных справочниках 19 века можно без проблем отыскать множество рецептов подобных чернил.
Мне более всего понравились рецепты из книги 1819 года. В этой книге представлены рецепты симпатических чернил, проявляющиеся от взаимодействия с другой жидкостью, с водой, с воздухом, с порошком, при нагревании бумаги.


Секретный эконом, художник, ремесленник, заводчик и домашний врач [Текст] / (Иждивением И.Заикина). - В Санктпетербурге : В типографии Департамента внешней торговли, 1819. - 8°; 22 см. Ч. 2, содержащая в себе секреты, искусственнаго составления драгоценных камней, жемчугу, черепаховой кости и проч. составления, сохранения от порчи, золочения и серебрения различных металлов, приготовления различнашго рода чернил, сургуча и канифоли; составления употребительнейших живописных красок; к рисованию и живописи относящиеся; выделывания, удобрения и беления пряжи и полотен; составления красок для льняной и шерстяной пряжи и ткани; составления красок и крашения для шелку и шелковых материй; крашения дерева, слоновой кости, лошадиных волос, кож и проч.; составления финифтяных и гончарных красок, лужения, муравления, бронзирования и проч.; составления различных спиртовых, скипидарных и маслиных олиф; составления различнаго рода клея, киттов и замазок; приготовления турецкой цветной бумаги; вывода различных пятен из полотна, шелковых, шерстяных и бумажных материй; чищения мытья и поновления различных материй и вещей4 выгоднейшаго приготовления восковых и сальныъ свеч; составления стекол и хрусталя; приготовления и удобрения различных нюхател [Текст]. - [4], 288 c. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01008731106?page=1&rotate=0&theme=white

Практически в каждом рецепте, приведенном выше, употребляется слово "распустить", в значении "растворить".
Трактовка слова "распускать" согласно Академическому словарю 2-го изд. в начале 19 века.


Еще о симпатических чернилах.

Всеобщий практический ремесленник для полного и всестороннего изучения ремесленного и заводско-фабричного мастерства : Спутник к изучению и улучшению пр-в: руч., механ., машин., водян. и пар. труда : В 3 т., 12 кн., заключающих в себе 48 ремесел и 48 заводско-фабр. дел и сел. пр-в : Со множеством рис. и черт. и с прил. Ремесленного и Заводcко-фабричного уставов / Сост. специалистами техниками и учеными мастерами под общ. ред. учен. техника Льва Бочковского и инж.-технол. Гр. Горнова. [Т. 1-3]. - Москва : С.И. Леухин, 1887. - 3 т.; 18. - (Библиотека и энциклопедия новейших изобретений по всем общественным, домашним и кустарным ремеслам, заводской и фабричной технике и технологии, механическим производствам, открытиям химии, архитектуре и Сельскохозяйственным и Медицинским отделам : Учен. практ. самонаставник и руководитель ремесленников, кустарей, заводчиков, фабрикантов, машинистов...). Общие ремесла. - 696 с. разд. паг. : ил.https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003913993?page=1&rotate=0&theme=white

Несколько рецептов симпатических чернил из различных справочников конца 19 века.


Из-за таких необычных свойств симпатических чернил они часто встречаются на страницах, так называемых, "забавных книжек" среди прочих опытов, фокусов и просто выдумок.
Например, в 1800-м году можно увидеть такие забавы с уриной.

Забавная книжка, или Описание пятидесяти семи любопытных хитростей, которыя всякой сам собою в действо производить может ко всеобщему удивлению и смеху во всякое время года : Изданная с записок, опытом изведанных. - Москва : [Сенат. тип.], 1800. - [2], 1-14, 17-32 [=30] с.; 8°. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003339845?page=16&rotate=0&theme=white

А это все тот же фокус, но уже из книги 1917 года, и тут моча заменена на яичный белок.


Фокусы и научные опыты : "Волшебная книга". - Петроград : тип. т-ва "Екатеринг. печ. дело", 1917. - 90 с.; 20. https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004221786?page=14&rotate=0&theme=white

Это уже знакомый фокус с кобальтовым составом из той же книги 1800 года.



P.S. Кто знает, возможно, это тоже правда?! Laughing




_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
softspring
Постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.07.2020
Сообщения: 228

СообщениеДобавлено: Вт 02 Ноя 2021 г. 23:26:31    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Нулевой пациент"

Now I Lay me Down to Sleep by RiddimRyder, on Flickr

В продолжение вопроса о первых перьевых ручках в Российской Империи:
softspring писал(а):
Согласен. Но еще стоит добавить, что открытых источников в сети (тех же прейскурантов) крайне мало, чтобы судить о том как оно было на самом деле. В этой теме упоминается всего 4 прейскуранта, из них 2 про чернила, 2 про всю совокупность письменных принадлежностей, и только у дома МиМ есть ручки "фонтаны".
Кроме того реклама такого товара несомненно была в журналах и газетах, а не только в прейскурантах.

Тем не менее у того же дома МиМ уже в каталоге за весну 1897г. были американские ручки Caw's с золотым пером


Или вот тоже ручка "фонтан" дома МиМ из каталога за 1898г. Название, к сожалению не подписано, но стоит дешевле чем прошлогодняя.


В общем было бы больше сканов, мы бы знали несколько больше )


В 1890 году в 49-м выпуске журнала "Наука и жизнь" была опубликована заметка "Карманное перо" про американскую перьевую ручку со стеклянным картриджем производства "Eagle pencil Company". Судя по всему заметку писал сам основатель журнала Матвей Никанорович Глубоковский, совмещавший издательскую деятельность с профессией врача.
Ниже перепечатка этой заметки в том же журнале "Наука и жизнь" №3 от 2010 года. Также можно увидеть цену в 60 копеек, что выглядит подозрительно мало Question


в формате PDF лежит тут https://cyberleninka.ru/article/n/chernilnaya-revolyutsiya/pdf

Это уже объявления из журнала "Наука и жизнь" за 1893 год. Эти объявления присутствуют в журнале всю 2-ю половину 1893-го года. Здесь цена стоит всего 40 копеек.
Выпусков журнала за года, ближайшие к 1893-му году в сети не обнаружено.


В сети можно найти несколько фото этой ручки, там также есть небольшое описание. Конкретного указания на материал пера я не нашел, а по ссылке ниже приводится мнение, что перо из латуни. Это вполне могло бы объяснить столь низкую стоимость всего изделия.

https://www.penhero.com/PenInHand/2002/PenInHand_Dec2002.htm







Та же ручка, но в шестигранном исполнении и по-прежнему со стеклянным картриджем.




https://peelpenshop.com/products/1890s-eagle-pencil-co-new-york

_________________
Кости зрак - смерти знак;
Зри сие - всяк будеши так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ElitePen.ru - все о ручках -> Аксессуары для письма Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
Страница 5 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



  Rambler's Top100
Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group