Элитные письменные инструменты - информационный проект
На главную страницу Главная страница Напишите нам Поиск по сайту
Новости :: News Журнал Мир Ручек :: Pen World Magazine Каталог ручек :: Pens catalogue Полезная информация :: Helpful information Ссылки :: Links Где купить? :: Boutiques Форум :: Forum О проекте :: About project
Каталог ручек Ancora
Каталог ручек Aurora
Каталог ручек Caran d'Ache
Каталог ручек Cartier
Каталог ручек Cross
Каталог ручек DaniTrio
Каталог ручек Delta
Каталог ручек Dunhill
Каталог ручек S.T. Dupont
Каталог ручек Krone
Каталог ручек Michel Perchin
Каталог ручек Montblanc
Каталог ручек Montegrappa
Каталог ручек Namiki
Каталог ручек Omas
Каталог ручек Parker
Каталог ручек Pelikan
Каталог ручек Sheaffer
Каталог ручек Visconti
Каталог ручек Waterman
Реклама : Montegrappa

Полезная информация, статьи, обзоры

 
Вернуться на главную страницу Напишите нам Вниз   


Каллиграфия. Развитие искусства красивого письма.

Многие из нас, рассматривая написанный нами текст, убеждались в том, насколько он несовершенен. Почерк фактически сводится к искусству чистописания - манере письма, характеру начертания букв в письме.

Каллиграфия развивалась как искусство в течение многих веков частично потому, что необходимо было переписывать официальные документы, и частично потому, что до изобретения книгопечатания не существовало другого способа записи и передачи информации.

Термин "каллиграфия" происходит от греческих слов hallos - красота и graphos - письмо. В Китае и Японии ремесло каллиграфии много старше, чем на Западе, и оно достигло статуса одного из видов изящных искусств, равного живописи и поэзии.

Не обязательно быть художником, чтобы заниматься каллиграфией. Некоторая художественная склонность не повредит, но она ни в коей мере не является определяющей. Гораздо важнее иметь некоторое представление о словах, составляющих язык, и о формах письма. Не принимайте близко к сердцу, если ваши первые попытки обманут ваши ожидания. Вы получите огромное удовольствие и испытаете большую радость, изобразив простейший буквенный завиток. То, что вам безусловно понадобится - это умение сосредоточиться и большое терпение.

Формы письма существовали задолго до того, как греки приспособили для собственных целей финикийский алфавит. У них было два стиля написания букв. Надписи на памятниках составляли украшенные орнаментом буквы, а в сохранившихся документах тех дней мы находим обычный алфавит.

Римляне усовершенствовали греческий алфавит в целях соответствия его своему языку и создания определенного стиля для документов и рукописей по всей империи. С возникновением христианства ощущалась потребность в письменных источниках, так что в течение нескольких сотен лет происходило развитие различных стилей и форм письма.

В V веке книги на латинском языке писались преимущественно унциальным шрифтом. Это стиль письма прописными (заглавными) буквами. Буквы при этом имеют закругленные очертания и не соединяются друг с другом. Из этого шрифта развились современные заглавные буквы. В период с Г/ по VTII век унциальный шрифт стал общепринятым в церковном обиходе, в Англии и Ирландии этим шрифтом, именуемым островным шрифтом, были написаны такие шедевры, как Ландсфарнс-кое Евангелие и "Книга Кельтов". Отдельные шрифты, восходящие к унциальному, возникли в других частях Европы.

Главной причиной развития такого характерного шрифта, как унциальный, явился переход к написанию документов на веленевой бумаге вместо папируса. Листы, написанные на велене, можно было складывать в форме книги. Веленевая бумага легко сгибалась, не в пример папирусу, который при складывании трескался.

В VIII веке по указанию императора Карла Великого был создан стандартный книжный шрифт, используемый во всех официальных документах. Выросший на основе ряда предшествующих письменных форм, этот новый шрифт получил название каролингского (карловингского или Каролинского) минускула. Именно возникновение каролингского письма явилось началом использования заглавных букв совместно с маленькими строчными буквами.

В добавление к широкому использованию этого нового шрифта развивались и другие стили. Для рукописей, в которых в минимальный объем нужно было вместить как можно больше текста, подходил убористый готический шрифт. Он был популярен в Северной Европе, но писцы в Южной Европе его недолюбливали, считая достоянием варваров.

В Италии была тенденция к созданию более удобной для скорописи манеры письма - такой, которая казалась более соответствующей веку науки и духу учености. Возник угловатый белый тип письма, в основе которого остались каролингские минускулы. Он известен как курсив.

К началу XVI века большую часть того, что ранее переписывалось от руки, стали печатать. Печать заменила тяжелый кропотливый труд, и объем работы у переписчиков книг резко сократился, но полностью вчерашним днем не стал. Многие из существовавших систем письма были пересмотрены, усовершенствованы и превратились в ту или иную гарнитуру печатного шрифта.

К счастью, введение печати в повседневный обиход не привело к исчезновению каллиграфии. Одним из последствий появления печатного текста было изобретение переписчиками книг более красивых стилей письма для привлечения клиентов. Это прежде всего было характерно для Италии, где развивался витиеватый художественный стиль письма. Этим стилем в течение последующих двух сотен лет писались в Европе официальные бумаги, и ему учили в школах и высших учебных заведениях. Эту манеру письма стали считать каллиграфическим почерком.

К концу XIX века подавляющее большинство текстов и информации в целом выходило из-под печатного станка. Но в то же время наблюдалось возрождение "утерянного" искусства каллиграфии.

Уильям Моррис (1834-1896) не считал нужным тратить время на то, чтобы совершенствовать механизацию печатного дела, он был активным членом ряда союзов художников и мастеров в Британии и участвовал в движении, которое ратовало за возврат к нормам, существовавшим до эпохи Возрождения.

Одним из деятелей этого движения был Эдвард Джонстон (1872-1944). Джонстон стал отцом современной каллиграфии. Результатом его работы по изучению традиционной каллиграфии было заложение начал современной каллиграфии. Он создал "основной шрифт", в основе которого - унциальная форма письма, относящаяся к X веку. Значение работ Джонстона и влияние их на его последователей были настолько велики, что мы полностью обязаны ему возрождением интереса к каллиграфии в наше время. Подлинное изучение письма представляет собой увлекательное занятие. Мы воспринимаем ныне печатное слово, не представляя того увлекательного пути, который пройден каждой наипростейшей по форме буквой алфавита. Фактическое развитие каждого раздела каллиграфии дает нам возможность заглянуть в искусство, которое существует много веков.

Мы незнакомы с мастерами письма, которые веками создавали великолепные, вдохновенные и прекрасные произведения искусства. Тем не менее, даже простейшие из этих произведений до сих пор сохраняют в себе нечто, напоминающее о характере их творцов, хотя мы никогда не узнаем, кто они были и в каких условиях трудились, создавая свои шедевры.


(в статье использованы материалы из книги Малькольма Кауча "Творческая Каллиграфия")

 
Вернуться на главную страницу Напишите нам Вниз   
 

Copyright © 2003-2023, ElitePen.ru
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При любом использовании материалов сайта, прямая активная ссылка на источник обязательна.
 
Rambler's Top100