Элитные письменные инструменты - информационный проект
На главную страницу Главная страница Напишите нам Поиск по сайту
Новости :: News Журнал Мир Ручек :: Pen World Magazine Каталог ручек :: Pens catalogue Полезная информация :: Helpful information Ссылки :: Links Где купить? :: Boutiques Форум :: Forum О проекте :: About project
Каталог ручек Ancora
Каталог ручек Aurora
Каталог ручек Caran d'Ache
Каталог ручек Cartier
Каталог ручек Cross
Каталог ручек DaniTrio
Каталог ручек Delta
Каталог ручек Dunhill
Каталог ручек S.T. Dupont
Каталог ручек Krone
Каталог ручек Michel Perchin
Каталог ручек Montblanc
Каталог ручек Montegrappa
Каталог ручек Namiki
Каталог ручек Omas
Каталог ручек Parker
Каталог ручек Pelikan
Каталог ручек Sheaffer
Каталог ручек Visconti
Каталог ручек Waterman
Реклама : Montegrappa

Полезная информация, статьи, обзоры

 
Вернуться на главную страницу Напишите нам Вниз   


Развитие письменности и инструментов для письма

История письменности и инструментов для письма, используемых человеком с древнейших времен до наших дней для записи и передачи информации, есть история самой мировой цивилизации. Принадлежности для письма запечатлевали каждый шаг в развитии человечества и сформировали взаимоотношения между отдельными людьми и целыми народами. Они придали достоверность всей структуре торговли, коммерции, финансов, религии, форм правления.

Первобытный человек изобрел орудия в форме дубинок и заостренных камней, чтобы бороться за свое выживание. С развитием разума человек обнаружил, что заостренный камень - более эффективное орудие, чем дубина, им можно также пользоваться для того, чтобы отобразить на стенах пещеры свою радость по поводу удачной охоты. Он рисовал, дабы выразить то, что происходило в его примитивном мозгу, используя природные цветные глины. Наскальные изображения мамонтов и бизона, обнаруженные в пещерах Альтамира (Испания), принадлежат к числу самых первых следов, оставленных первобытным человеком. Изображения на скалах выполнены сажей и охрой, смешанными с жиром животных, и ученые полагают, что их возраст - не менее 35000 лет.

Эта попытка выразить понятия путем копирования сюжетов непосредственно с натуры получила название пиктографии - рисуночного письма.

По мере прогресса цивилизации на смену пиктограммам пришли символы, используемые для обозначения целых слов или слогов. Считается, что первая система письменных знаков была изобретена в шумерских сельскохозяйственных поселениях около 5500 лет назад. Этот способ письма называется клинописью. Он заключался в выдавливании знаков прямоугольной палочкой под углом на плитке из влажной глины, которую затем обжигали и сушили либо на солнце, либо в печи, до тех пор, пока она не затвердеет. Шумеры придавали изображениям более простую стилизованную форму и изобрели знаки для обозначения абстрактных понятий; например, понятия "свет" и "время" передавались изображением Солнца. Хотя шумеры использовали свыше 2000 знаков рисуночного письма, их было все же недостаточно для описания сложных понятий. Поэтому шумеры разработали фонетический принцип, согласно которому знак, который ассоциировался с конкретным звуком, мог быть использован для обозначения другого предмета при помощи такого же звука. Сегодня. этот принцип является основой письменности.

Другими важными системами рисуночного письма были: (а) китайское письмо, на базе которого возникло японское письмо, (б) хеттское письмо, которое, как полагают, играло роль связующего звена между древнееврейским и финикийским алфавитами, причем еврейские слова читаются справа налево; (в) письмо инков, в котором знаки читаются снизу вверх, и (г) египетская иероглифика (в переводе - "священные вырезанные знаки"). Дальнейшим развитием иероглифики стали иератическая и демотическая разновидности египетского письма.

В период правления фараона Аменемхета III (1850 - 1800 гг. до н.э.) египтяне снаряжали экспедиции в поисках медной руды и прочих "сокровищ" на соседний Синайский полуостров. Для увеличения своей численности они нанимали в состав эскпедиций уроженцев Сеира - пустынной местности, простиравшейся к югу от Мертвого моря до Акабского залива. Египтяне использовали писцов для учета количества наемных работников, затраченных денег, количества руды и прочих ценных материалов, добытых на Синае. Жители Сеира говорили на своем собственном языке, и полагают, что письменные отчеты, которые поступали к египтянам от десятников и надсмотрщиков, происходивших из Сеира, привели к изобретению алфавита. Самые ранние надписи, исполненные одними лишь знаками алфавита, сделаны жителями Сеира.

На восточном побережье Средиземного моря, которое в то время являлось частью побережья Сирии, жили финикийцы. Они были торговцами-мореходами и в период между 1100 и 700 гг. до н.э. основали поселения по всему побережью Средиземного моря. Финикийцы пользовались алфавитом, и часто именно им приписывают его изобретение. Это, возможно, ошибка, хотя некоторые из финикийцев были потомками жителей Сеира. Алфавит состоял из простых и понятных символов, каждый из которых обозначал звук. Успех был столь велик, что финикийский алфавит послужил основой для многих позднейших видов письменности, включая греческую, древнееврейскую, арабскую и индийскую.

Греция была первой европейской страной, использовавшей искусство письма, которое затем перекочевало в Сицилию и Италию. К 403 г. до н.э. греки изобрели 24 буквы, создав систему письменности, называемую "ионическим письмом". Первые обнаруженные надписи на греческом языке были вырезаны на камне или изображены на расписной керамике, причем буквы имели строго геометрическую прямоугольную форму. Более поздние рукописные тексты свидетельствуют о том, что буквы стали более округлыми, а слова писались слитно, возможно, из-за необходимости ускорить и облегчить письмо.

Римляне заимствовали греческий алфавит, использовав многие буквы без изменений и добавив некоторые свои. Римская империя процветала в западном мире, и то же самое происходило с ее алфавитом и латинским языком. В наше время римский (латинский) алфавит широко распространен, претерпев лишь несколько незначительных изменений.

Самым первым инструментом для письма был, вероятно, указательный палец. Первобытный человек окунал его в сок растений или кровь животного, чтобы нанести грубые контуры. Следующим шагом стало использование кусков цветной глины либо мела, которым была придана особая форма, чтобы их легче было держать в руке. Шумеры изготовляли глиняные плитки с ровной поверхностью, на которых выдавливали клиновидные знаки при помощи острых предметов.

Древние египтяне усовершенствовали технику письма путем использования тростниковой кисти для письма на материале, изготовленном из стеблей папируса. Кисть изготовляли из тонкого стебля тростника, конец которого расплющивали и размягчали. Кисть впитывала чернила и выпускала их на поверхность папируса. Подрезая различным образом волокна, можно было проводить тонкие или широкие линии письма.

Древние греки изобрели тростниковое перо, изготовленное из тростника, полый стебель которого имел твердую оболочку. Кончик пера заостряли по-разному, чтобы изображать буквы различной формы. Вдобавок, его можно было сделать более эластичным, прорезав расщеп. Этот же принцип используется в современных перьях. Тростниковое перо было прочнее, чем египетская тростниковая кисть. Хотя папирус широко применялся в качестве материала для письма, греки пользовались также вощеными табличками, изготовленными из самшита, слоновой кости или металла. Для письма на этих поверхностях стилусы (заостренные с одной стороны палочки) изготовляли из металла, кости или слоновой кости.

Примерно в VIII столетии папирус был вытеснен пергаментом, который изготовлялся из козьих и овечьих шкур. Древние греки усовершенствовали технику обеззоливания и дубления пергамента.

На пергаменте, с его гладкой поверхностью, легче было писать мелким почерком, и это, по всей вероятности, способствовало появлению птичьего, или гусиного, пера. Перья для письма делали из прочных маховых перьев гуся или другой крупной птицы и затачивали кончик, который был прочнее, нежели расщепленный конец тростникового пера, а потому мог прослужить дольше, прежде чем его требовалось заточить снова. Гусиное перо вскоре получило широкое распространение, и им пользовались уже около 500 года н.э. Исторический пример: английский король Иоанн Безземельный воспользовался гусиным пером, чтобы подписать "Великую хартию вольностей" на лугу Раннимид в 1215 г.

Гусиное перо стало основным инструментом для письма повсюду, кроме некоторых стран Востока, где по-прежнему пользовались тростниковым пером. Это продолжалось вплоть до начала изготовления стальных перьев в XIX столетии. Тем временем прочие материалы, такие, как рог, кость и т.п., люди подвергали испытаниям, стремясь изготовить более долговечное перо, чем гусиное. Металлические перья были известны еще в XV столетии; бронзовые перья с расщепом на современный лад были найдены в руинах города Помпеи, уничтоженного извержением Везувия в 79 г.н.э.! Эти первые металлические перья были топорно сделаны и стоили очень дорого. Дешевые, легко доступные гусиные перья оставались непревзойденными по своей популярности

Использование гусиного пера и чернил лучшего качества, заметно повлияло на почерк. Учащиеся выбирали гусиные перья как более удобные для скорости письма, чтобы рука с пишущим инструментом могла поспевать за их мыслями. Люди начали писать с легкостью и подчас отражали в манере письма черты собственной личности. Национальный характер накладывал свой отпечаток на внешний вид рукописного шрифта. Итальянский шрифт выглядел витиевато и вычурно, германский - солидно и тяжеловесно, испанский - величественно, французский - аккуратно и элегантно, в английском явно прослеживались традиционный индивидуализм и "островное мышление".

Примерно в 1750 г., как результат повышения уровня грамотности, возникла необходимость в более простом и более долговечном пере для использования в конторах и учебных заведениях. Стальное перо, по логике вещей, представлялось законным наследником гусиного, хотя в период с 1800 по 1835 гг. начали появляться и другие заменители гусиного пера. Одни перья изготовляли из рога и черепахового панциря, другие были украшены бриллиантами и рубинами в золотой оправе. Ни одна из этих моделей не имела коммерческого успеха.

Сведения о том, кто изобрел металлическое перо, отсутствуют. Имеются несколько претендентов на приоритет. Документально установлено, что стальные перья делал в Бирмингеме (Англия) еще в 1780 г. изготовитель разрезных колец для ключей по фамилии Харрисон. В 1808 г. житель Лондона Уайз использовал принцип Харрисона для изготовления стальных перьев, торгуя ими по цене 5 шиллингов. Эти перья завоевали большую популярность. В 1820 г. Джозефу Гиллотту, одному из первых наиболее известных изготовителей, удалось изготовить тонкое, упругое стальное перо.

Джон Митчелл начал изготовлять перья механическим способом, а Джеймс Перри тогда же развил бурную деятельность в этом направлении. В 1828 г. Джосайя Мейсон приступил к производству перьев с целью усовершенствования их конструкции и снижения стоимости. В том же году он изготовил цилиндрическое перо для Джеймса Перри, а в следующем году - перья с расщепом. В 1830 г. Перри взял на вооружение способ, позволявший делать стальные перья более упругими путем просечки отверстия в центре пера между кончиком и крыльями, а также прорезания одного или нескольких боковых расщепов по обе стороны центрального расщепа.

Стальное перо совершило большой прогресс по сравнению с традиционным, однако уже здорово надоевшим гусиным. Более высокая стоимость компенсировалась более продолжительным сроком службы и удобством пользования. Механизированное производство перьев началось в 30-х гг. XIX столетия, преимущественно в новом промышленном городе Бирмингеме. Развитие этой важной отрасли стимулировалось повышением общего уровня грамотности и новыми методами рекламы.

Перья изготовлялись самой разнообразной формы и продавались практически по всему миру. Одна фабрика предлагала свыше 400 различных моделей. Одни перья были юбилейными, с портретами выдающихся личностей, другим присваивались знаменитые имена, вроде "Пиквик" либо "Уэверли" (в честь романа Вальтера Скотта).

Хотя большинство стальных перьев были довольно простыми по конструкции, этот недостаток с лихвой окупался чрезвычайно обширным разнообразием ручек для них. Изготовлялись не только простые по внешнему виду деревянные ручки, хорошо известные клеркам и учащимся, но также и многие элегантные и декоративные ручки из самых различных материалов, таких, как слоновая кость, жемчуг, золото и серебро. Для разборчивых покупателей, искусные мастера и ювелиры украшали ручки резьбой, сложными филигранными узорами и эмалью. Были ручки, изготовленные в форме того самого гусиного пера, на смену которому они пришли.

Изготовление стальных перьев осуществлялось в несколько стадий. Этими стадиями были: вырубка заготовок, расщепление носика и вырубка центральной просечки (отверстия), закалка, клеймение, чеканка рельефа, придание окончательной формы. Кроме того, перья подвергали отпуску, снимали с них заусенцы и шлифовали.

Так как все эти стальные перья приходилось окунать в чернила, в их конструкцию было внесено множество усовершенствований, чтобы можно было дольше писать, окунув перо один раз. Некоторые перья изготовлялись с углублениями в форме ложки и желобками, в которых оставалось немного чернил, когда перо окунали в чернильницу. Когда чернила на пере кончались, из углубления поступало по желобкам на кончик еще немного. Другим способом было изготовление пера с "крыльями", обращенными вниз, чтобы под ними оставались чернил. Некоторые перья делали как бы двойными; идея заключалась в том, что между верхним и нижних перьями должно оставаться определенное количество чернил.

Все эти попытки лишний раз подчеркивали давно назревшую потребность в пере, которое имело бы свой собственный запас чернил. Эта потребность была удовлетворена в 1883 г., когда Льюис Эдсон Уотерман, житель Нью-Йорка, изготовил первую пригодную для использования перьевую авторучку.

В 1940-е годы братья Ласло и Георг Биро изобрели шариковую авторучку в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. В 1943 году были изготовлены первые коммерческие образцы. Во время второй мировой войны правительство Великобритании приобрело патент Ласло. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях.

В 60-е годы в Японии были изобретены фетровые наконечники для пишущих инструментов. Ручки с фетровыми наконечниками получили название "фломастер" ("flowmaster" от англ. flow - стекать). Наибольшее распространение фетровые наконечники получили в известных всем флуоресцентных маркерах.

В 80...90-х годах появились роллеры. По сути, это более "тонкая" и продвинутая технология шариковых ручек. Тонкий шарик и менее густые чернила. В начале 90-х годов технология роллеров была значительна улучшена. Появилось невиданное ранее разнообразие инструментов и фирм.


(в статье использованы материалы из книги Андреаса Ламброу "Перьевые ручки мира")

 
Вернуться на главную страницу Напишите нам Вниз   
 

Copyright © 2003-2023, ElitePen.ru
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При любом использовании материалов сайта, прямая активная ссылка на источник обязательна.
 
Rambler's Top100